Філаматы

Бюлетэнь Рэспубліканскага грамадскага аб’яднання Таварыства аматараў ведаў (філаматаў)

4 (7)


Беларусь в новой геополитической ситуации

Тезисы

Отношения Беларуси с Европой можно условно разделить на три этапа:

1. Начало 90-х. Утверждение на международной арене нового независимого государства, стремящегося к демократии и к созданию прочной базы партнерства с демократическими государствами, прежде всего с Европой.

2. Весна 1995 г. (избиение депутатов Верховного Совета, референдум об изменении государственной символики) – конец 1996 г. Свертывание отношений с Европой.

3. 1997 г. до настоящего времени. Разрыв отношений с Европой, исключение Беларуси из европейских процессов в результате самоизоляции белорусского режима.

На первом этапе, несмотря на то, что власть в Беларуси находилась в руках старой номенклатуры, давление общественного мнения и появившейся парламентской оппозиции заставляло белорусское руководство искать пути сближения с Европой. Практически все связи, которые еще сохраняются у Беларуси сегодня с международными организациями, европейскими институтами, были установлены на первом этапе.

Вкратце напомним основные из них.

ОБСЕ. Беларусь была принята в СБСЕ (тогда Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе) в феврале 1992 г. Беларусь принимала участие во всех встречах СБСЕ/ОБСЕ на уровнях министров иностранных дел и глав государств и правительств.

В 1997 году ОБСЕ приняла решение направить в Минск консультативно-наблюдательную группу с мандатом содействия демократизации политической ситуации в Беларуси. В 1999 году на саммите ОБСЕ в Стамбуле в Заключительной Декларации появился пункт 22, в котором выражалась обеспокоенность развитием событий в Беларуси и содержался призыв к белорусским властям наладить диалог с демократическими силами в преддверии предстоящих парламентских и президентских выборов в Беларуси. Власти своих обязательств не выполнили, и ОБСЕ по результатам выборов сделала заключение об их недемократическом характере.

В 2002 году миссия ОБСЕ была практически выдворена из Беларуси (визы и аккредитации сотрудникам не возобновлялись, и они вынуждены были покинуть страну). После длительных переговоров ОБСЕ с белорусскими властями присутствие ОБСЕ в Беларуси в 2003 г. было восстановлено в форме офиса ОБСЕ со значительно ослабленным мандатом.

Парламентская ассамблея ОБСЕ до февраля 2003 года не признавала полномочий нелегитимного парламента образца 2000 года. В феврале 2003 года «национальное собрание» Беларуси получило возможность участвовать в сессиях Парламентской ассамблеи благодаря усилиям делегаций Германии и России.

Европейский Союз. Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Европейским сообществом были установлены в августе 1992 г. В ноябре 1992 г. во время визита в Минск делегации Комиссии Европейского сообщества было принято решение о заключении между Беларусью и ЕС Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.

В отличие от Соглашения 1989 года между ЕС и СССР, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Республикой Беларусь и Европейским Союзом охватывает, помимо торгово-экономического и коммерческого сотрудничества, также аспекты политического диалога, включая вопросы межпарламентских отношений, законодательства, взаимодействия в областях науки, образования и подготовки кадров, культуры.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве было подписано в марте 1995 г. и ратифицировано парламентом Беларуси в апреле 1995 г. До вступления в силу СПС регулирование торгово-экономических отношений с ЕС должно осуществляться на основе Временного соглашения о торговле (ВС), подписанного в марте 1996 г. в Брюсселе.

В 1997 году после неоднократных попыток Евросоюза вступить в переговоры с белорусскими властями и найти способы решения конституционного кризиса, Евросоюз принял решение заморозить отношения с белорусскими властями, приостановить ратификацию СПС, запретить контакты с высшими белорусскими официальными лицами.

НАТО. Отношения Беларуси с НАТО начались с подключения в начале 1992 г. к Совету североатлантического сотрудничества (ССАС), который был создан в конце 1991 г. лидерами НАТО с целью адаптации альянса к новым условиям и развития сотрудничества с бывшим Восточным блоком. С того времени Беларусь принимала участие во всех ежегодных сессиях ССАС на уровне министров иностранных дел и обороны.

Практическое сотрудничество между Беларусью и НАТО развивалось пассивно, в большей мере из-за позиции белорусской стороны, в основе которой лежало категорическое неприятие намерений альянса по расширению на Восток. Наряду с Россией Беларусь заняла жесткую позицию в этом вопросе, на всех уровнях заявляя о том, что считает исторической ошибкой прием в НАТО новых членов из числа стран бывшего Восточного блока. Исходя из этого, Беларусь принимала пассивное участие в программе «Партнерство ради мира» (ПРМ).

На фоне расширения НАТО, членства в альянсе Польши, решения о вступлении в НАТО стран Балтии, а также расширения Европейского Союза политика белорусских властей выглядит особенно беспомощной.

Совет Европы. Сотрудничество Беларуси с Советом Европы (СЕ) началось сразу с обретением независимости. В декабре 1991 г. Беларусь запросила, а в сентябре 1992 г. получила статус «специально приглашенного». Делегации Верховного Совета РБ 12-го и 13-го созывов регулярно принимали участие в заседаниях Парламентской Ассамблеи СЕ.

С марта 1993 г., когда Беларусь подала заявку на вступление в Совет Европы, ПАСЕ внимательно следила за развитием политической ситуации в стране. В частности, группа членов ПАСЕ наблюдала за ходом проведения четырех туров парламентских выборов в 1995 году; эксперты-юристы, назначенные Ассамблеей, провели анализ белорусского законодательства на предмет соответствия европейским стандартам.

В январе 1997 г. Бюро ПАСЕ приняло решение о приостановлении действия статуса «специально приглашенного» в отношении сформированного, а не избранного парламента Беларуси. Это фактически означает, что рассмотрение заявки Беларуси на вступление в СЕ приостановлено. Таким образом, Беларусь, одной из первых подавшая заявку на вступление в Совет Европы, сегодня – единственная из европейских стран, которая не является членом СЕ.

Как следует из краткого обзора отношений с европейскими и евроатлантическими организациями, сворачивание отношений с ними осуществлялось достаточно быстро и последовательно. После замораживания отношений из-за нарушений белорусскими властями обязательств в области демократии и прав человека официальный Минск пресекал любые попытки нормализовать ситуацию со стороны международных организаций. Срывались переговоры, выдворялись дипломаты и сотрудники миссии ОБСЕ, не выполнялись уже достигнутые договоренности.

На сегодняшний день сколь-либо серьезные отношения с Европой разорваны, и восстановление их при нынешней системе власти представляется маловероятным. Из-за политики Лукашенко Беларусь оказалась отброшенной далеко назад в своих отношениях с авторитетными европейскими структурами.

В попытке найти какой-то, пусть окольный, путь в Европу с учетом приоритета для нынешних властей отношений с Россией как официальные, так и демократические политики стали выдвигать тезис «вместе с Россией в Европу». Как представляется, лозунг этот еще больше отдаляет Беларусь от Европы.

Зачастую в основе анализа лежат не собственно национальные интересы Беларуси, а предположения о приемлемости этих интересов для России. Тезис «вместе с Россией в Европу» возник еще в 1993 году, когда накануне изменения конституции и президентских выборов тогдашнее правительство рассчитывало на российскую поддержку. В надежде заручиться этой поддержкой белорусские власти стали проявлять осторожность на европейском направлении и подчеркивать приоритетность связей с Россией, включая военное сотрудничество (подписание Ташкентского договора о коллективной безопасности), создание единой валюты и т.п.

Сегодня лозунг «Вместе с Россией в Европу» предлагается как альтернатива односторонней ориентации на Россию белорусских властей. Видимо, вновь срабатывают предположения о приемлемости для России будущей внешнеполитической линии Беларуси. По существу же этот лозунг свидетельствует об отказе от самостоятельности во внешней политике, сознательном ограничении сотрудничества Беларуси с Европой, признание определяющей роли России во внешней политике Беларуси.

Россия придает большое значение своим отношениям с Европой, пытается выстроить политику стратегического партнерства с Евросоюзом, в частности с помощью Германии. В основе возрастающей заинтересованности России в Европе лежит стремление использовать европейскую политику как своего рода противовес США. Это наглядно проявилось во время иракского кризиса, когда появилась «тройка»: Россия, Германия, Франция. В любом случае, Россия стремится влиять на европейскую политику, но не «входить» в Европу. Об этом речь не ведется ни европейцами, ни Россией, прежде всего в силу нереальности сценария членства России в Евросоюзе.

Оставаясь важным фактором международной политики, хотя бы в силу обладания ядерным оружием, Россия стремится закрепиться на позициях мировой державы и усилить свое влияние на мировые процессы. С этой точки зрения привязка Беларуси к одному из направлений российской политики с правом голоса не может устраивать Россию. Иными словами, продвижение в Европу с Беларусью в России будет восприниматься как ослабление собственно российских позиций.

Беларусь, как самостоятельное государство среднеевропейских размеров, не может претендовать на ведущие роли в европейской политике, по крайней мере на данном этапе. В то же время, восстановив свои отношения с европейскими структурами, Беларусь сможет влиять на европейскую политику, защищать свои интересы в торгово-экономической сфере и в области безопасности. Попытки же взять на себя роль влиятельной державы под прикрытием особых отношений с Россией выглядят достаточно нелепыми и, по сути, наносят ущерб как интересам Беларуси, так и интересам России.

Беларусь уже имеет положительный опыт самостоятельного налаживания отношений с Европой. Этот опыт может послужить хорошей основой для восстановления отношений с европейскими структурами в постлукашенковский период и развития самостоятельной европейской политики Беларуси, стратегической целью которой может быть полноправное членство Беларуси в ЕС.

Не следует заранее считать, что самостоятельность в европейских делах обязательно не устроит Россию. Членство в Евросоюзе и НАТО не является для Беларуси вопросом сегодняшнего дня. В то же время снятие раздражения политикой нынешних властей по обе стороны границы Беларуси создаст благоприятные условия для нахождения оптимальной модели отношений Беларуси с Европой.

Таким образом, вырисовываются следующие причины, по которым совместное вхождение в Европу Беларуси и Росии не имеет под собой реальной основы:

– разный вес государств в мировой политике и, соответственно, различные цели отношений с Европой; – неактуальность для России членства в Евросоюзе; – лозунг «вместе с Россией в Европу» может быть использован политиками обоих государств для оправдания присоединения Беларуси к России.

Разрыв отношений с Европой привел к тому, что Беларусь сегодня не фигурирует ни в каких серьезных европейских экономических, торговых, транспортных проектах, в том числе и тех, которые осуществляются совместно ЕС и Россией. Беларусь не рассматривается как потенциальный член ЕС и не учитывается в планах развития объединенной Европы. Отношения Европы и Беларуси строятся по принципу уменьшения ущерба от опасных видов деятельности: организованная преступность, наркоторговля, незаконная миграция, экология и т.д.

В то же время, в Беларуси замечен рост проевропейских настроений, которые могут усилиться после вступления в ЕС стран Балтии. Если эти не реализуются и не приведут к смене политической системы в Беларуси, то государство может утратить свой европейский шанс на долгие годы.