Введение в общую теорию политики

Учебное пособие для филоматов.


Политическая власть

1. Понятие, структура и агенты власти

2. Ресурсы, процессы и виды власти

3. Понятие политического господства

4. Политическая легитимность

5. Соотношение легитимности и эффективности власти

Власть как явление давно занимала умы человечества. И почти всегда ей придавался сакральный смысл, потому что возможность влиять на других людей, заставлять их делать что-то, даже вопреки собственным желаниям вызывала неподдельный интерес, а чаще всего просто трепет перед сильными мира сего.

Власть всегда присутствует в обществе. А как объект изучения уже давно находится в ведомстве разных наук об обществе: истории, психологии, юриспруденции, политологии, социологии, философии и т.д. Существует также специальная наука, изучающая феномен власти с разных сторон - кратология.

1. Понятие, структура и агенты власти

Различны и взгляды исследователей на феномен власти. Одни полагают, что власть обладает своими атрибутами и не сводится к влиянию, господству, контролю, принуждению и т.д. Другие считают, что все названные явления всего лишь разные стороны и проявления власти. Более того, некоторые специалисты в области теорий обмена, коммуникаций и др. полагают, что общение людей есть на практике обмен властными ресурсами.

Нам необходимо выяснить содержание понятия власти, потому что в политике категория власти является одной из центральных и сущностных.

Власть всегда отражает некоторое отношение между субъектом и объектом. Это отношение в самом широком смысле может быть определено как способность субъекта оказывать определенное воздействие на объект. Иными словами, власть - это возможность влияния на некоторые социальные объекты.

В узком смысле власть – это возможность и способность субъекта отдавать приказы в ситуации, когда тот, кому приказывают, обязан повиноваться. Владимир Даль определял власть как “право, сила и воля над чем-то; свобода действий и распоряжений; начальствование, управление”.

В структуру власти входят следующие компоненты: субъект, объект, ресурсы, процесс и социальные нормы, санкционирующие отношения властвования.

Субъект и объект – непосредственные носители, агенты власти. Субъект воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность, международное сообщество.

Главным качеством субъекта власти является воля к власти. Однако для большинства людей власть сама по себе не является ценностью. Для них характерно инструментальное отношение к власти, то есть как к средству достижения других целей, например, получения высокого дохода, престижа, выгодных связей, привилегий, самоутверждения. В то же время в каждом обществе есть 5-7% людей, для которых власть является самоцелью. Для них характерна чрезмерная, порой патологическая воля к власти, что представляет серьезную опасность для окружающих. Масштабы этой опасности прямо пропорциональны широте распространения власти данного субъекта. Поэтому политические психологи рекомендуют допускать к власти тех, кто хотя бы отчасти властью тяготится.

Объект власти воплощает относительно пассивное начало во властных отношениях. Главным качеством объекта власти является способность к подчинению. Подчинение так же естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления до добровольного подчинения. Власть невозможна без подчинения объекта. Если подчинения нет, нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей к властвованию и даже мощными ресурсами принуждения. Осознание зависимости власти от покорности населения нашло практическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в авторитарных режимах как средство ненасильственной борьбы.

Источники и мотивация подчинения могут быть самыми разнообразными: страх, привычка, интерес, убеждение, авторитет, идентификация подчиненного с руководителем и др. Все эти мотивы существенно влияют на силу власти. Самой слабой властью является власть, основанная на страхе. Максимально сильная власть достигается в случае идентификации объекта с субъектом.

Политическая власть означает возможность и способность субъекта проводить свою волю в политике, выраженную в принятии. Можно сказать, что суть политики составляет наличие потенциальной власти. Как правило, в политической власти присутствуют в той или иной мере все ее источники.

Политическая власть характеризуется следующими признаками:

1) способность и возможность влиять на большие социальные группы и общество в целом;

2) публичность, то есть всеобщность и безличность, выражающаяся в том, что она выступает от имени больших социальных групп;

3) многообразие используемых ресурсов.

2. Ресурсы, процессы и виды власти

Ресурсы власти – это совокупность всех тех средств, использование которых обеспечивает воздействие субъекта на объект власти. Ресурсы могут применяться для поощрения, наказания и убеждения.

Согласно некоторым теориям, в основе власти лежит неравномерное распределение дефицитных ресурсов. Люди, не имеющие ресурсов, получают их в обмен на исполнение распоряжений их владельцев. В результате одни попадают в зависимость от других, подчиняются им.

Наиболее распространенной классификацией ресурсов власти является их деление на материальные, социальные, информационно-культурные, административно-силовые, демографические.

Процесс властвования возникает тогда, когда все компоненты власти приводятся в движение. Процесс властвования характеризуется прежде свего способами, механизмами властвования. Существует два основных способа властвования:

1) политическая мобилизация – побуждение объекта к угодным субъекту действиям;

2) политическая демобилизация – обеспечение бездействия подвластных, нейтрализация, блокирование нежелательных для власти видов их поведения.

Возможны различные классификации власти:

- в зависимости от ресурсов, на которых она основывается (экономическая, социальная, информационная, силовая и т.д.);

- по сферам проявления власть делится на государственную, партийную, церковную, армейскую и т.д.

- по широте распространения (власть международных организаций, центральная государственная, региональная, местная и т.д.);

- в зависимости от функций властных органов (законодательная, исполнительная, судебная);

- по способам взаимодействия субъекта и объекта (демократическая, авторитарная и т.д.);

- по способам подчинения (принуждение, убеждение и др.).

Различные общественные власти находятся в сложном взаимодействии. Здесь уместно задать вопрос: обладая изначальным властным ресурсом, не стремится ли политика подчинить себе остальные ресурсы, вобрать в себя иные виды власти? Безусловно, в политике всегда есть великий соблазн сосредоточить в своих руках как можно большие ресурсы, в первую очередь, экономические, информационные, идеологические, что приводит в различных вариантах к огосударствлению экономики, подавлению независимых СМИ и т.д. Это свидетельствует о способности власти накапливаться (Р.Михельс), сливаться, расширяться, стремиться к абсолюту (абсолютные монархии, тоталитарные государства, диктатуры, тирании, олигархии и т.д.). Кроме того, существует опасность обмена политического ресурса (в виде, например, решения принятого в пользу какой-либо группы или отдельных лиц, карьерного продвижения каких-либо фигур и т.д.) на ресурс экономический, информационный и др.

В рыночном обществе, где огромную роль играют деньги, концентрация экономической власти у крупных собственников может привести к усиливающемуся накоплению власти, например, к установлению плутократии, то есть прямого правления небольшой группы богатых людей.

Во всяком случае, во взаимодействии различных властей возникает так называемый кумулятивный эффект, в котором проявляется закон накопления власти. Богатство повышает шансы человека на вхождение в политическую элиту и доступ к СМИ и образованию; в свою очередь, высокая политическая должность способствует накоплению богатства, расширению доступа к информации, что опять-таки улучшает возможности для занятия лидирующих политических позиций и повышения дохода.

Для того чтобы избежать накопления, концентрации власти в одних руках, демократическое общество обладает определенными механизмами противодействия. Это:

- конкуренция между собственниками,

- наличие политически влиятельного среднего класса,

- демократическое устройство государства, и в первую очередь, разделение властей;

- институт выборов и сменяемости власти;

- политическая оппозиция;

- институты гражданского контроля (партии, неправительственные организации и независимые и многочисленные СМИ.)

В условиях авторитарных и тоталитарных государств наблюдается слияние политической, экономической и информационной власти при командной роли политики. Демократия предполагает разделение как самих этих властей, так и каждой из них:

- в экономике – наличие множества конкурирующих центров влияния;

- в политике – разделение властей между государством, партиями и группами интересов, а также разделение самой государственной власти по горизонтали (на законодательную, исполнительную и судебную) и вертикали (на центральную и местную);

- в информационной сфере – плюрализм СМИ.

3. Понятие политического господства

Любая власть для осуществления своих функций нуждается в стабильности. К основным условиям стабильности власти относятся:

- политическое господство,

- легитимность власти,

- эффективность власти.

Политическое господство представляет собой форму организации власти в обществе, это, по определению М.Вебера, высокая вероятность того, что приказы встретят безусловное повиновение со стороны большинства управляемых.

Политическое господство предполагает:

- институализацию властных отношений, то есть создание устойчивых властных институтов, когда в организации устанавливаются позиции, позволяющие одним принимать решения, отдавать приказы, запрещать или разрешать, и обязывающие других повиноваться. В результате происходит организационное и законодательное оформление факта разделения общества на тех, кто господствует и тех, кто подчиняется.

- структуризацию власти, то есть четкое распределение полномочий и компетенций между различными институтами власти.

- консолидацию власти, то есть отсутствие между институтами власти серьезных противоречий и конфликтов, взаимодействие между ними на принципах партнерства и сотрудничества.

Всякая власть стремится к установлению своего господства. Без господства власть не может долго продержаться и выполнять свои функции в обществе.

4. Политическая легитимность

Общество не является лишь пассивным объектом влияния со стороны власти. Власть может по-разному оцениваться гражданами. Ценностное отношение к власти, то есть отношение с позиций господствующей политической культуры, норм нравственности, менталитета населения, отражается в понятии “легитимность власти”.

Термин легитимность в переводе с латинского языка означает «законность» или «узаконенность». Однако легитимность – явление политическое, а не юридическое. Это понятие отображает поведенческие, социологические характеристики власти (господства). Легитимность власти – это признание и принятие той или иной формы власти законной, то есть правильной, надлежащей, справедливой со стороны большинства управляемых. Именно согласие большинства с властью дает ей возможность править и управлять людьми.

Таким образом, власть может быть законной, но нелегитимной и наоборот, легитимной, но незаконной. Любой, даже самый антинародный, режим является легитимным, если он признается народом.

Всякая власть стремится к своей легитимации. Не будучи легитимной, власть не сможет обрести поддержку в обществе. Легитимация – это процедура общественного признания какого-либо действия, события или факта, действующего лица. Она призвана обеспечить повиновение, согласие, политическое участие без принуждения. А если без принуждения этого не достигается, то легитимация оправдывает принуждение, использование силы.

Показателями легитимности власти выступают:

- результаты выборов; - уровень принуждения в обществе;

- наличие попыток свержения правительства или лидера;

- степень проявления гражданского неповиновения;

- массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции) и т.д.

Легитимация сочетается с противоположным ей процессом делегитимации – утраты властью общественного кредита доверия, лишения ее поддержки.

В зависимости от мотивации подчинения М.Вебер выделил три основных типа легитимности: традиционный, харизматический и рационально-легальный.

Традиционная легитимность характерна для власти, основанной на силе традиции, например, наследственно-династический принцип передачи трона или отчасти обретший черты традиционной советской легитимности номенклатурно-пожизненный принцип занятия должности генерального секретаря ЦК КПСС.

Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, то есть харизму лидера, его святость, величие, всемогущество, непогрешимость. Она характерна для переходных обществ, когда новая власть для признания населением не может опереться на авторитет традиций или демократически выраженную волю большинства.

Наконец, рационально-легальная легитимность предполагает осознанный выбор обществом представителей власти (рациональность), осуществляемый в соответствии с общепризнанными демократическими процедурами (легальность). В таком государстве управляемые являются не подданными, а свободными гражданами, которые подчиняются только закону. В свою очередь, управляющие являются не правителями, а лишь вышестоящими исполнителями действующих законов. Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств.

В зависимости от объекта легитимации различают:

1) структурную легитимность, основанную на доверии граждан к устройству государства, политической системы;

2) персональную легитимность, основанную на доверии граждан к конкретному лидеру, главе государства и т.д.

Существуют и другие источники и, соответственно, другие типы легитимности. Например, идеологическая легитимность, когда оправдание власти происходит с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Или: религиозная легитимность, которую можно наблюдать в тех странах, где власть считается осененной богом.

Наконец, различают негативную и позитивную, внутреннюю и внешнюю легитимность. Негативная легитимность основывается на критике политики предшествующей власти и на обещаниях, отвечающих запросам и ожиданиям общества. Позитивная легитимность опирается или на традиции повиновения, или на харизму лидера, или на рациональность и легальность выбора властвующей элиты и на эффективную социально-экономическую политику.

Внутренняя легитимность – это признание власти законной со стороны большинства граждан данного государства, а внешняя предполагает такое признание со стороны международного сообщества.

Свою легитимность власть стремится зафиксировать с помощью законов, т.е. оформить юридически. Юридическое оформление власти обозначается термином легальность власти, т.е. закрепление в правовых актах происхождения власти, ее полномочий и методов действий.

Для власти ее законный статус дает дополнительные гарантии правления и возможность международного признания. Для общества также появляется возможность действовать в пространстве четко сформулированных правил, однако такая возможность может быть реализована при условии, что все стороны, прежде всего власть, будет придерживаться установленных законов и если принимаемые законы отвечают установкам и потребностям общества. Говоря иными словами, законодательное обеспечение власти имеет смысл только в том случае, если сам закон будет легитимным, то есть воспринимается людьми как должный, основывается на праве, которое признает большинство общества. В ином случае законодательство останется лишь декоративным оформлением власти и ее отношений с обществом. В таком обществе действия в обход законов и принцип двойных стандартов становятся непреложным сопровождением его функционирования.

5. Соотношение легитимности и эффективности власти

Существует не только ценностное, но и инструментальное отношение к власти, когда управляемые оценивают ее с точки зрения того, что она дает или может дать людям. Такое инструментальное отношение между гражданами и властью характеризуется понятием эффективность власти.

Эффективность власти – это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и в обществе, реализации ожиданий граждан и, прежде всего, влиятельных слоев, элит.

Как показывает историческая практика, власть часто оказывается экономически и социально неэффективной. Для измерения эффективности власти используются вполне конкретные показатели:

• демографические (соотношение между смертностью и рождаемостью в стране, продолжительность жизни, показатели здоровья населения, состояние экологической защиты и др.);

• уровень материального благосостояния (ВВП на душу населения, реальная заработная плата, прожиточный минимум и др.);

• уровень образования (доступность образования, количественные показатели охвата населения различным уровнем образования),

• занятость населения (уровень безработицы, создание свободных рабочих мест и др.),

• количество и качество налогов;

• величина управленческого аппарата (количество чиновников на душу населения, расходы на содержание управленческого аппарата и др.);

• уровень физической безопасности граждан (количественные показатели и структура преступности, степень раскрываемости преступлений и др.);

• степень конфликтности в обществе и т.д.

В случае серьезной утраты властью своего ресурса и резким снижением большей части показателей ее эффективности, мы наблюдаем явление, которое обозначается как кризис власти или неспособность власти осуществлять свои управленческие функции.

Несмотря на мотивационные различия, легитимность и эффективность власти взаимосвязаны. В конечном счете, любые типы легитимности власти во многом определяются надеждами населения на ее эффективность, то есть удовлетворение его требований. Многие авторитарные режимы, первоначально страдавшие от дефицита легитимности, впоследствии в значительной мере приобрели ее благодаря успешной экономической политике, укреплению общественного порядка и повышению благосостояния населения. Однако достичь эффективности, не обладая легитимностью, достаточно сложно. Более того, в переходных обществах легитимность является куда более важным фактором стабильности власти, нежели ее эффективность. Политическим лидерам многое прощается, если проводимая ими политика соответствует культуре и менталитету населения.