Дзедзіч

Інфармацыйна-аналітычны бюлетэнь

30


Работа за границей

Студенты вузов косяками потянулись за рубеж. Но не на пляжи Кот Д’Азюр, не на альпийские луга и горы. Молодежь уезжает, чтобы заработать на жизнь в следующем учебном году и помочь своим родителям.

А хто там iдзе?

Кому-то посчастливилось получить визу в Америку. Другие решились на неквалифицированный труд в Британии, Швеции, Германии или Польше. Белорусские гастарбайтеры готовы выполнять самую черную работу. Забыты завоевания Международной организации труда. По боку идут профсоюзные права. Лишь бы платили хорошо.

Опросы показывают, что около 70% молодых людей до 25 лет хотели бы уехать из страны. Правительства стран ЕС и США, ставя визовый шлагбаум, по сути дела, спасают Беларусь от демографической катастрофы. Если бы уехали все те, кто хочет, через 5 лет работать в стране было бы некому. Ситуация напоминает исход ирландцев в Америку в XIXв. Сегодня, спасаясь от нищеты и безнадеги, на международный, преимущественно "серый", рынок труда потянулись наши сограждане.

Я б в строители пошел…

Студенты и молодые люди до 35 лет чувствуют себя лишними на национальном празднике статистических показателей. Казалось бы, бурный рост инвестиций в основной капитал (на 25,2% в сопоставимых ценах) за четыре месяца 2004г. должен был привести к динамичному росту сезонного рынка труда для студентов. Ежегодные дотации в $1 млрд. сельскому хозяйству или обещание построить в каждом колхозе по пять домов также вроде бы должны были вылиться в сотни народных строек.

Сравнительный анализ летних заработков в Беларуси и других странах показывает, насколько усложняют жизнь молодежи госорганы и руководители учебных заведений. В то время как в Европе стирают границы, визы для наших граждан становятся все менее доступными. Если бы власти проводили другую внешнюю политику, каждый студент мог бы сэкономить на визах и оформлении документов (приглашения, контракты) $50-200. И главное — было бы гораздо меньше отказов в получении визы.

Руководители вузов значительно увеличивают издержки студентов, запрещая им досрочно сдавать сессию и грозя отчислением при несвоевременном возвращении на учебу. Самые выгодные летние контракты, как правило, начинаются в июне и заканчиваются в октябре. Из-за административных ограничений выезжающий за границу среднестатистический студент теряет $1-3 тыс. Доходы растут значительно медленнее расходов, так что содержание детей-студентов становится все более обременительным для родителей. Никто не думает о том, чтобы создать для студентов возможности заработать на родине. Речь может идти не только о платных ремонтах учебных корпусов и общежитий, а об участии в более серьезных строительных проектах, которые гарантировали бы чистый заработок хотя бы на уровне $700-1000 за лето.

За кадром остаются сфера услуг, туризм и многое другое. Руководству ВУЗов не до этого, да и не их это забота. Главная проблема в том, что на тысячах государственных строек, заводах и сельхозпредприятиях молодежь не нужна: легче создавать себе личный капитал за счет бюджетных денег, чем возможности для приличного заработка молодежи. Из-за огосударствления туризма и сферы отдыха сектор услуг летом увеличивается незначительно. Государство создало такой внутренний рынок труда, что отчаявшиеся начинают заниматься проституцией у себя или за рубежом…

"Белорусская газета"

(Працяг у наступным нумары «Дзедзіча»)